Get Adobe Flash player

Рекомендации психолога

 

 

Приветствую, Вас уважаемые коллеги и родители!

Я педагог-психолог МБДОУ № 379 - Зуева Наталья Геннадьевна,

имею 1 квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности 12 лет.

Картотека кинезиологических упражнений для домашнего выполнения

 

Цель: оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга.

Комплекс № 1.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак - ребро - ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами

( кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо - нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук ,,с точностью до наоборот,,.

Горизонтальная восьмерка.

Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

Комплекс №2

Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Качание головой.

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Симметричные рисунки.

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Комплекс № 3

1.Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2.Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3.«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4.«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук.

Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5.Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

6 .Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

7.Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

8.Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

Комплекс № 4

1.Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

2.Делайте движения челюстью в разных направлениях.

3.Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

4.Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

5.Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями

ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

6.Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте

спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.

7 .Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.

8. Перекрёстные шаги. Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счёт “1-10”-соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение.

 

 

Нейропсихологическое сопровождение развития детей

приобретает все большую актуальность. Причины тенденции:

  • Увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности в усвоении школьных программ:

- сложность усвоения материала (плохая память, внимание, мышление);

- нарушение эмоционально-волевой, личностной сферы; социальная дезадаптации;

- речевые проблемы: логоневроз, дисграфия, дислексия;

- плохая адаптация леворукова ребенка к обучению в школе.

  • Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов.

В целях профилактики и коррекции возникновения трудностей обучения у дошкольников хорошо зарекомендовала себя так называемая 

гимнастика мозга.

Что дает?

  • Развитие межполушарной специализации

  • Развитие межполушарного взаимодействия

  • Развитие межполушарных связей

  • Синхронизация работы полушарий

И позволяет:

 

  • развивать психические функции: внимание, мышление, память, восприятие;

  • развивать зрительно-моторную координацию;

  • повысить работоспособность;

  • развивать мелкую моторику.

Правила выполнения

  • ежедневное проведение;

  • точное выполнение движений и приемов;

  • доброжелательная обстановка;

  • постепенное усложнение и увеличение объема заданий;

  • продолжительность занятий - от 5-10 до 20-35 минут в день

Результатом упражнений может быть как немедленный, так и накапливающийся эффект.

Самый благоприятный период – до 10 лет.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Эмоциональная близость  - это умение понимать, настраиваться друг на друга, отдавать и получать эмоции и чувства. Это, прежде всего открытость, доверие, свобода мыслей и чувств.

Эмоциональная близость важна в любом возрасте для ребенка. Как от рождения, так и до периода, когда ребенок уже сам имеет своих детей. Нет основных возрастных этапов, на которых дети не нуждаются в эмоциональном контакте с родителями. Просто, в какие то моменты – эта потребность больше, в какие то меньше. Первый и основной возрастной этап, на котором, дети больше всего нуждаются в получение эмоциональной близости - это новорождённые малыши. В этот период формируется связь между родителем и ребенком. Родители выступает посредником, между ребенком и внешним миром. Новорожденный малыш  благодаря маме и папе, учится понимать и изучать этот мир. Он нуждается в защите и понимании его. При нормальном эмоциональном контакте с родителями - у ребенка формируется чувство безопасности и защищённости, а также  принятии его в этом мире. Если же, эмоциональная связь между родителями и детьми нарушена,  у  ребенка развивается чувство страха, неуверенности. Ребенок становиться, очень, пуглив, с опаской относится к посторонним людям, прячется за маму, с ревностью относится к знакомым, воспринимая их как угрозу. Может начать конкурировать с отцом за любовь мамы или, наоборот, с мамой за любовь отца.  Появляются частые истерики, демонстративное поведение, для привлечения внимания родителей. Дети, не получившие достаточно эмоциональной близости от родителей в детстве, в подростковом и старшем возрасте относятся к родителям отчужденно либо потребительски. Рассматривая их как некий инструмент получения материальной выгоды. Становятся эмоционально отстраненными от родителей.

Проявление эмоциональной близости важно на любых этапах формирования личности ребенка. А как быть, если кажется, что время упущено и наладить связь не возможно. Но всё реально. Но при условии, что  вы готовы работать над собой и над своими отношениями в семье. Если вы сможете брать на себя ответственность за свои действия, искать компромиссы и пути решения проблем, то всегда можно наладить отношения и сделать их лучше. И в первую очередь полагаться на себя и быть готовым к изменениям.

Рекомендаций для налаживания эмоционального контакта с детьми

1. Тактильный контакт (для ребенка в любом возрасте важна тактильная поддержка родителей). Чаще обнимайте своих детей, берите за руку, целуйте.

2. Совместное время препровождения (вместе с ребенком и всей семьей чаще проводить время вместе). Играйте в любые игры: подвижные, настольные.  Делайте семейные дни, когда вы со своей семьей проводите вместе время – это может быть совместное посещение театров, кинотеатров, развлекательных центров, кафе, походы, отдых на природе. Найдите то, что вам всем будет нравиться и приносить удовольствие.

3. Показывайте ребенку свои чувства. Если вы проявляете при детях свои чувства и эмоции и при этом объясняете их, ваши дети учатся понимать и различать свои собственные – это называется эмоциональный интеллект. Например, если вы плачете, не прячьте от ребёнка свои слёзы, не говорите, что всё нормально. Скажите, что вы на самом деле чувствуете -  горечь, обиду, боль. Дети не понимают, почему, кто -  то плачет и при этом говорит, что всё нормально. Как они научаться понимать, где нормально, а где нет?

4. Не запрещайте ребенку проявлять свои чувства и эмоции. И отрицательные тоже. Главное нужно говорить о них и учить выражать конструктивно (в этом могут помочь консультации психолога, книги, семинары, тренинги для родителей и детей по данным темам).

5. Не решайте все за своих детей. Разрешайте проявлять им свою самостоятельность. Давайте возможность ошибаться. На ошибках учатся. И детям также нужно набивать свои шишки, от всех опасностей не уберечь. Но и не забываем о правилах безопасности.

6. Проявляйте интерес к занятиям и увлечениям своих детей. Чаще спрашивайте, что им нравится, и чего они хотят. Включайтесь в жизнь своих детей. Им важно знать, что родители ими интересуются.

Можно предложить технику налаживания эмоциональной связи с детьми «Я твоя опора». Техника помогает настроиться на ребенка и даёт возможность детям почувствовать поддержку родителей. Желательно проводить упражнение в тишине, чтобы не было отвлекающих факторов, и была возможность лучше почувствовать друг друга. Предложите ребенку поиграть с вами. Ваша задача - дать максимальную опору и поддержку  для него.

Итак.  Сядьте, так как вам будет удобно, друг напротив друга. Протяните ребенку руки ладошками вверх, а он накрывает ваши ладошки своими. Важно, чтобы малыш ощутил поддержку от ваших рук. Скажите ему, что он может опереться на вас, так как ему хочется, что вы будете удерживать его руки, и он может расслабиться. В начале, можно поиграть, и настроиться друг на друга. Можно пробовать различные варианты с нажатиями на ваши руки, делать разные движения, «потанцевать» руками, вам нужно почувствовать и настроиться на него, подвигаться в такт. Игра ладошками вверх, вниз, делать нажатия сильнее, слабее. Когда вы почувствуете, что ребенок вам доверился, предложите ему расслабиться, закрыть глаза и опереться на вас. Возьмите его руки, дайте ему опору, дайте ему возможность почувствовать вас. Важно чтобы вы почувствовали его расслабление, далее попробуйте так посидеть 5 минут. Каждый день, увеличивая время с 5 до 15 минут.

Делать упражнение можно с того  возраста, когда ребенок может неподвижно сидеть от 5 минут.

 

Роль семьи  в  воспитании  ребенка

 

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В  семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в  старшем возрасте детей, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Мудрые  изречения  великих  людей о роли

родителей в жизни ребенка

Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье. П. Бауст

Телесное наказание и от руки родного отца делается невыносимым; оно уничтожает нравственное чувство. Н.И.Пирогов

Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении. И.Гёте

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. И.Шиллер

Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. А.Н.Острогорский

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. О. Уайл

Там, где отец или мать уходят от семьи, там семья как коллектив разрушается и воспитание ребенка затрудняется. А.С.Макаренко

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.  А.С.Макаренко

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В.А.Сухомлинский

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. В.А.Сухомлинский.

Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им. О.Уайльд

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж. -Ж.Руссо